- Главная
- Территориальное общественное самоуправление
- РЕШЕНИЕ от 25 октября 2019 № 23-р Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета в Третьяковского сельском поселении Д
РЕШЕНИЕ от 25 октября 2019 № 23-р Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета в Третьяковского сельском поселении Д
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ТРЕТЬЯКОВСКОГО сельского ПОСЕЛЕНИЯ ДУХОВЩИНСКОГО района Смоленской области
РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2019 № 23-р
Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления
территориального общественного самоуправления, условия и порядок
выделения необходимых средств из местного бюджета в
Третьяковского сельском поселении Духовщинского района Смоленской области
В целях обеспечения участия населения в осуществлении местного самоуправления на основании ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Совет депутатов Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области
Р Е Ш И Л:
Утвердить Положение о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета в Третьяковского сельском поселении Духовщинского района Смоленской области согласно приложению.
Глава муниципального образования
Третьяковского сельского поселения
Духовщинского района Смоленской области А.Н.Иванков
Приложение
к решению Совета депутатов
Третьяковского сельского поселения
Духовщинского района Смоленской области
от 25 октября 2019года № 23-р
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета в Третьяковском сельском поселении Духовщинского района Смоленской области
Настоящее Положение устанавливает общие принципы организации территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, определяет правовые, экономические и финансовые основы, порядок и гарантии его осуществления в Третьяковском сельском поселении Духовщинского района Смоленской области (далее – поселение).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
1.2. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории поселения, имеют равные права на участие в ТОС независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
1. 3. ТОС осуществляется на следующих основных принципах:
- законности;
- защиты прав и законных интересов населения, прав и свобод человека и гражданина;
- свободного волеизъявления граждан через собрания, конференции;
- выборности органов ТОС, их подотчётности и подконтрольности населению;
- самостоятельности ТОС в пределах собственных полномочий;
- взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
- многообразия форм организации ТОС и самостоятельного их определения населением;
- широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам местного значения;
- сочетания интересов населения соответствующей территории ТОС и интересов поселения;
- гласности и учёта общественного мнения, гарантий и ответственности ТОС.
1.4. ТОС осуществляется в поселении непосредственно населением посредством проведения собраний, конференций граждан (далее – собрание и конференции), а также посредством создания органов ТОС.
2. Территория и границы ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан поселения:
1) подъезд многоквартирного жилого дома;
2) многоквартирный жилой дом;
3) группа жилых домов;
4) жилой микрорайон;
5) сельский населённый пункт, не являющийся поселением;
6) иные территории проживания граждан поселения[1].
2.2. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются Советом депутатов Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области (далее - Совет депутатов).
2.3. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются при наличии следующих условий:
1) указанная территория должна входить в состав территории поселения;
2) территория должна составлять единую территорию;
3) наличие описания границ территории.
2.4. Для установления границ территории, на которой осуществляется ТОС, инициативная группа граждан представляет в Совет депутатов письменное заявление, к которому прилагаются описание и схематический план границ территории.
2.5. Совет депутатов в месячный срок принимает решение по установлению границ территории, на которой осуществляется ТОС. Копия решения Совета депутатов с описанием и схематическим планом границ в течение семи дней направляется инициативной группе.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ и осуществления территориального общественного самоуправления
3.1. Организация ТОС осуществляется на собрании, конференции жителей, соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
3.2. Организацию собрания, конференции по организации ТОС осуществляет инициативная группа из числа жителей соответствующей территории численностью не менее пяти человек.
Инициативная группа жителей поселения письменно информирует Совет депутатов о решении по организации ТОС, представляет схему территории с указанием её границ.
После установления Советом депутатов границ осуществления ТОС инициативная группа:
1) извещает жителей соответствующей территории о проведении собрания не менее чем за семь дней и о проведении конференции не менее чем за тридцать дней по созданию ТОС;
2) организует проведение собрания, конференции;
3) готовит проект повестки дня собрания, конференции;
4) готовит проект устава ТОС (далее - Устав);
5) уполномочивает своего представителя для ведения собрания, конференции до избрания председателя;
6) осуществляет регистрацию участников собрания, конференции.
3.3. Органы местного самоуправления поселения (далее – органы местного самоуправления) вправе направить для участия в учредительном собрании, конференции своего полномочного представителя.
3.4. Порядок назначения и проведения собрания, конференции в целях осуществления ТОС определяется Уставом ТОС.
3.5. К исключительным полномочиям собрания, конференции, осуществляющих ТОС относятся:
- установление структуры органов ТОС;
- принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
- избрание органов ТОС;
- определение основных направлений деятельности ТОС;
- утверждение сметы доходов и расходов органов ТОС и отчёта об её исполнении;
- рассмотрение и утверждение отчётов о деятельности органов ТОС;
К полномочиям собрания, конференции по вопросам осуществления ТОС также могут относиться:
- выработка предложений по установлению и изменению границ ТОС;
- внесение в органы местного самоуправления предложений по вопросам социально-экономического развития соответствующей территории;
- досрочное прекращение полномочий органов ТОС;
- принятие решения о вступлении органа ТОС в ассоциацию органов ТОС;
- обсуждение и принятие решений по вопросам местного значения, осуществляемым ТОС самостоятельно и под свою ответственность;
- информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии ТОС.
3.6. Для организации и непосредственной реализации функций по осуществлению ТОС на соответствующей территории собрание, конференция граждан избирает подотчетные им органы ТОС.
Органы ТОС, исходя из осуществляемых ими полномочий, специфики территории, на которой осуществляется ТОС, могут быть коллегиальными или единоличными.
Коллегиальные органы ТОС могут подразделяться на домовые, уличные комитеты, советы (комитеты) микрорайона, жилого комплекса, сельского населенного пункта, не являющегося поселением и иные органы ТОС.
При числе жителей, проживающих на территории ТОС, менее 100 человек могут быть избраны единоличные органы ТОС. Единоличные органы ТОС подразделяются на старших по подъезду, по дому, старейшин (старост) сельских населённых пунктов, не являющихся поселением и иные органы ТОС.
3.7. Утверждение структуры органов ТОС, избрание состава и руководителей органов ТОС осуществляется на собрании, конференции граждан открытым голосованием.
Структура органов ТОС состоит из председателя, членов комитета (совета), контрольно-ревизионной комиссии, а в случае единоличного органа ТОС избирается старейшина (староста) и ревизор.
Избранными в состав органов ТОС считаются граждане, получившие большинство голосов от присутствующих на собрании, конференции, по сравнению с другими кандидатами.
3.8. Органы ТОС представляют интересы населения, проживающего на данной территории, обеспечивают выполнение решений, принятые на собраниях, конференциях.
3.9. Порядок формирования, права и обязанности, срок полномочий, а также порядок прекращения полномочий органов ТОС определяются уставом ТОС.
3.10. Органы ТОС представляют отчет о своей деятельности на собрание, конференцию граждан не реже одного раза в год.
4. Устав Территориального общественного самоуправления, порядок его регистрации
4.1. Устав принимается на собрании, конференции.
4.2. В Уставе устанавливаются:
1) территория, на которой осуществляется ТОС;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;
3) порядок формирования, права и обязанности, срок полномочий, а также порядок прекращения полномочий органов ТОС;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления ТОС.
4.3. ТОС считается учрежденным с момента регистрации Устава Администрацией Третьяковского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области (далее - Администрация).
4.4. Для регистрации Устава лицо, уполномоченное собранием, конференцией, в течение 15 дней со дня принятия Устава направляет в Администрацию заявление о регистрации Устава, к которому прилагаются:
1) протокол собрания, конференции, в котором содержатся принятые решения об организации и осуществлении на данной территории ТОС и о наименовании ТОС;
2) решение Совета депутатов об установлении границ территории ТОС, а также схема с описанием границ ТОС;
3) список участников собрания или делегатов конференции с указанием адресов и нормы представительства;
4) протоколы собраний по выдвижению делегатов (в случае проведения конференции);
5) Устав, в двух экземплярах. Оба экземпляра Устава должны быть прошиты, страницы пронумерованы.
4.5. Заявление на представление документов для регистрации Устава, направляемое в Администрацию, удостоверяется подписью лица, уполномоченного собранием, конференцией, с указанием его паспортных данных или данных иного удостоверяющего личность документа.
Датой представления документов на регистрацию Устава является дата получения Администрацией всех необходимых для регистрации документов.
Уполномоченному лицу выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения Администрацией. Расписка должна быть выдана в день получения всех необходимых документов.
Администрация обеспечивает учет и хранение всех представленных для регистрации Устава документов.
4.6. Порядок регистрации Устава определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Решение о регистрации Устава принимается на основании проверки его соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству, настоящему Положению и другим муниципальным правовым актам органов местного самоуправления.
В случае, если представленный на регистрацию Устав противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству, муниципальным правовым актам, настоящему Положению, Администрация направляет лицу, уполномоченному собранием, конференцией, мотивированный отказ в регистрации Устава в течение семи дней со дня принятия данного решения.
Направление Администрацией мотивированного отказа в регистрации Устава не является препятствием для повторного представления Устава для регистрации после устранения выявленных нарушений.
Отказ в регистрации или нарушение срока регистрации Устава могут быть обжалованы органами ТОС и (или) гражданами, проживающими на территории его осуществления, в судебном порядке.
4.7. Сведения об Уставе включаются в муниципальный реестр уставов ТОС в следующем порядке:
1) регистрационный номер Устава;
2) наименование территории, на которой осуществляется ТОС, номер и дата протокола собрания, конференции граждан, принявших Устав.
Ведение муниципального реестра уставов ТОС осуществляется Администрацией. Сведения, включенные в муниципальный реестр уставов ТОС, являются открытыми и общедоступными.
4.8. Регистрация изменений и дополнений в Устав осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для регистрации Устава.
Для регистрации изменений и дополнений в Устав также представляются следующие документы:
- протокол собрания, конференции о внесении изменений и дополнений в Устав, указание на лицо, уполномоченное представлять документы для регистрации изменений в Устав;
- текст изменений и дополнений в Устав.
4.9. Моментом регистрации изменений и дополнений в Устав является дата принятия Администрацией постановления о регистрации изменений и дополнений в Устав.
4.10. ТОС в соответствии с его Уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления
5.1. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
1) содействуют населению в осуществлении права на ТОС;
2) вправе оказывать помощь инициативным группам граждан, органам ТОС в проведении собраний, конференций и принимать в них участие;
3) принимают нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществления ТОС, содействуют в разработке уставов ТОС;
4) оказывают органам ТОС организационную и методическую помощь;
5) вправе заключать договоры с органами ТОС по финансированию из средств местного бюджета хозяйственной деятельности органов ТОС, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории;
6) вправе устанавливать перечень вопросов местного значения, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органом ТОС;
7) вправе предоставлять органам ТОС помещения для осуществления их деятельности и обеспечивать членов органов ТОС соответствующими удостоверениями;
8) регистрируют уставы ТОС;
9) заключают гражданско-правовые договоры с органами ТОС;
10) содействуют выполнению решений, принятых на собраниях, конференциях;
11) содействуют в организации подготовки и обучения членов органов ТОС;
12) вправе устанавливать меры морального и материального поощрения членов органов ТОС*[2];
13) осуществляют иные полномочия по взаимодействию с ТОС в соответствии с настоящим положением.
5.2. Органы ТОС вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие муниципальных правовых актов.
5.3. Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях Совета депутатов при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.
5.4. Споры и разногласия между органами ТОС и органами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур либо в судебном порядке.
6. Решения собраний, конференций граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления, ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ Территориального Общественного Самоуправления
6.1. Решения, принятые на собраниях, конференциях по вопросам осуществления ТОС распространяются только на жителей соответствующей территории, носят рекомендательный характер и исполняются жителями на добровольной основе.
6.2. Решения собраний, конференций по вопросам осуществления ТОС в случае их противоречия законодательству могут быть отменены решениями собрания,( конференции) граждан, органов ТОС или судом.
6.3. Ответственность органов ТОС перед населением соответствующей территории наступает в случае нарушения ими законодательства, устава ТОС либо утраты ими доверия населения.
6.4. Осуществление ТОС прекращается в порядке, установленном Уставом ТОС.
Деятельность органа ТОС, являющегося юридическим лицом, прекращается в соответствии с законодательством на основании решения собрания, конференции или на основании решения суда в случае нарушения требований законодательства. Орган ТОС, являющийся юридическим лицом, ликвидируется в порядке, установленном законодательством.
Деятельность органа ТОС, не являющегося юридическим лицом, может прекратиться на основании решения собрания, конференции либо путем самороспуска.
Решение о прекращении деятельности органа ТОС представляется в Администрацию.
7. Финансово-экономические основы деятельности территориального общественного самоуправления
7.1. Финансовые ресурсы ТОС составляют собственные средства, а также средства местного бюджета, выделяемые органами местного самоуправления.
7.2. Собственные средства образуются за счет доходов от коммерческой деятельности, добровольных взносов и пожертвований граждан и организаций любых форм собственности, а также других поступлений, не запрещенных законодательством.
7.3. Орган ТОС, являющийся юридическим лицом, может иметь в собственности или оперативном управлении имущество, передаваемое ему органами местного самоуправления, а также финансовые средства и имущество юридических лиц и граждан, передаваемые на добровольной и безвозмездной основе, а также имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств в соответствии с уставом ТОС.
7.4. Порядок поступления и использования финансовых средств и имущества определяется федеральным законодательством.
7.5. ТОС, зарегистрированному в качестве юридического лица, для осуществления хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, могут выделяться средства из местного бюджета.
7.6. Условиями выделения средств из местного бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе являются:
1) наличие обоснованной программы мероприятий по реализации собственных инициатив ТОС на соответствующей территории для решения вопросов местного значения поселения;
2) наличие сметы расходов ТОС на реализацию собственных программ и проектов;
3) отсутствие у ТОС просроченной задолженности в бюджеты всех уровней, задолженности по кредитам, фактов нецелевого использования средств местного бюджета;
4) наличие необходимых средств для осуществления ТОС в местном бюджете на соответствующий финансовый год;
5) наличие заявки на выделение средств из местного бюджета для выполнения программных мероприятий по реализации собственных инициатив ТОС на соответствующей территории.
7.7. Выделение указанных средств осуществляется на основании договора между органами ТОС и Администрацией поселения.
В договоре указываются объемы, сроки, порядок финансирования, обязательства и ответственность сторон.
7.8. Контроль за расходованием ТОС средств, выделенных из местного бюджета осуществляет Администрация.
7.9. В случае выявления нецелевого использования средств местного бюджета финансирование ТОС в соответствии с бюджетным законодательством приостанавливается до устранения фактов их нецелевого использования. В случае не устранения выявленных фактов нецелевого использования средств местного бюджета или повторном допущении нецелевого использования средств местного бюджета, финансирование ТОС прекращается. Средства местного бюджета, использованные не по назначению, взыскиваются в установленном законом порядке.
ТОС представляет в Администрацию отчеты об использовании средств местного бюджета в порядке и сроки, установленные договором, указанным в пункте 7.7 настоящего Положения.